«РОЖДЕНИЕ» ШИЗОИДА. ЧАСТЬ 1

Вам знакомы люди, с которыми невозможно сблизиться или создать длительную привязанность: в контакте с ними ощущение отстранённости, тревоги и печали, пустоты и изоляции. Примерно такие переживания могут возникать рядом с людьми из шизоидной группы (не путать с замкнутыми и депрессивными). Давайте разберемся, почему с ними тяжело взаимодействовать и строить надежную эмоциональную связь.

Одно из сильных (чаще бессознательных) переживаний, которое испытывает шизоидный индивид, – страх неприятия, оставленности и потери любви, основанный на детском опыте. Представьте себе ребёнка 0-3 лет, который стремился сблизиться с матерью или другими значимыми взрослыми, но эти попытки закончились поражением, и он так и не получил тепла, нежности и ласки, утешительных слов, любящего взгляда. Его чувства не были разделены и «сконтейнированы» матерью, хотя таких попыток сблизиться могло быть бесконечно много (в раннем детстве это обычно плач, истерики, различные симптомы). Индивид сталкивался с пренебрежением, холодностью и отстранённостью близких людей - они не закрыли эмоциональные потребности малыша в достаточно надёжной привязанности. И чтобы не испытывать болезненные переживания, ребенок отстранялся, обосабливался, «уходил в себя». Эта изоляция кажется саморазрушительной, но даёт таким детям ощущение контроля за собственным фантазийным миром. Они вырастают и сами отдаляются от людей, не рискуя быть отвергнутыми и считая такое поведение безопасным. Затворничество, изоляция, обособленность – это лишь часть поведенческих паттернов, которые сформировались как защиты от страхов оставленности и неприятия.

Повзрослев, такой индивид ограничивает свои социальные активности, т.к. страх, что любые отношения будут болезненными и разрушительными бессознательно доминирует. Изоляция для таких людей становится комфортным состоянием: в ней никто не причинит боли и никто не отвергнет. Шизоидные личности демонстрируют свою независимость, общаются поверхностно и не показывают искренней заинтересованности в ком-то.

Их творческая самореализация чаще всего является адаптивной реакцией на пренебрежение и отчуждённость. Так они могут показать свою уникальность и оригинальность. Уходя в мир фантазий и частого самоанализа, они могут формировать эксцентричное мышление, и «питаться» разными изотерическими или духовными концепциями (призраки, реинкарнация, слепая вера, НЛО, увлечение сектантскими учениями). Для них это один из способов почувствовать себя значимым.

Отношения обособленные люди строят только при условии полного некритического принятия их личности со всеми концепциями и мировосприятием. Секс, страсть и любовь для таких личностей мерцающие состояния. Интимная стабильность - это не для них. Даже если они женятся, то отношения похожи на сиблинговые или добрососедские, с редкой близостью и отсутствующим сексуальным контактом.

Вот лишь часть процессов, характерных для шизоидной личности:
✔замкнутость
✔неопределённость в завтрашнем дне
✔безразличие к комплементам
✔диффузность границ
✔отстраненность, обособленность, социальная изоляция
✔безразличие к чувствам людей
✔сдержанность и робость
В эмоциональном контакте они:
✔погружаются в концепции и фантазии
✔избегают прямого ответа
✔интеллектуализируют и непоследовательно перебирают темы
✔реагируют быстрой речью
✔отрицают эмоциональность события

Для атмосферы в семье, где сформировалась шизоидная личность, характерны эмоциональная отстранённость, неприятие и пренебрежение чувствами и потребностями ребёнка. Повторяющиеся раз за разом изоляция, насмешки, эмоциональная отдалённость травмируют детскую психику, и она формирует ожидания, что отношения всегда будут такими же болезненными. Продолжающиеся отвержения уничтожают оптимизм, чувство успеха и психическую эффективность и создают устойчивое ощущение самоуничижения и социальной отстраненности. Дети, растущие в таких семьях, не умеют распознавать эмоциональных и социальных сигналов. Во взрослом возрасте они не умеют делиться своими чувствами, из-за чего не возникает процесс понимания в отношениях и тем более невозможна надёжная привязанность с партнёром. К сожалению, в школьные годы психодрама обособленности и изоляции часто повторяется. Такие дети вновь переживают опыт насмешек, бойкотов и неприятия сверстниками, а зачастую и учителями. Неудачи в театральных кружках, спорте, музыке, предметах и социальных задачах усугубляют изоляцию, и ребенок сталкивается с чувствами несостоятельности, дефектности и еще больше отстраняется от контактов с ровесниками. Такие личности спрашивают себя: «Что со мной не так?», «Почему меня не принимают?» - они начинают винить себя и усугублять своё одиночество и изолированность заниженной самооценкой. Таким образом социальная отдаленность и неадекватность, подпитывая сами себя, образуют порочный круг, в котором мучительные чувства нереализованности, неполноценности и одиночества заставляют изолироваться обособленных людей и отгораживаться от социальных коммуникаций.

Такие люди редко доходят до психотерапии. А если и попадают на приём к психологу, то путь к становлению полноценной жизни, наполненной социальным признанием, уважением и гордостью, принятием и любовью, радостью и успехом, занимает длительное время. Иногда на это уходит 3-9 лет.

В этой статье я очень коротко описал феноменологию формирования шизоидной личности через пренебрежение, отчужденность, холодность и отстранённость значимых взрослых. В дальнейшем поговорим о другом полюсе, когда ребёнок «поглощается» опекунами.

©Самвел Курбанов