Феномен самозванца

У некоторых клиентов в  длительной терапии возникают запросы, связанные с самореализацией в разных сферах деятельности. Люди делятся:
- страхами быть разоблаченными;
- чувствуют себя обманщиками;
- не могут присвоить свой успех, списывая всё достигнутое на удачу;

- чувствуют себя недостойными (самозванцами).

Впервые термин «феномен самозванца» появился в 1980-х годах в статье Паулины Клэнс и Сюзанны Аймс, по наблюдениям которых многие успешные женщины во время психотерапевтических сеансов были склонны считать, что они не умны и что окружающие переоценивают их.

Синдром самозванца не считается психическим расстройством и не содержится в диагностических справочниках. Было выяснено, что несмотря на то, что некоторые люди более подвержены «синдрому самозванца», он также не является чертой характера, хотя долгое время считался врождённым качеством. С 2000-х он изучается как реакция на определённые ситуации и раздражители.

В клинической психологии ряд авторов объясняют это явление ранним взрослением ребёнка. По каким-то причинам дети, стремясь удержать восхищение взрослого, начинают копировать их поведение и демонстрируют удивительные способности в подражании. К большому сожалению, такие дети получают недостаточное развитие собственной индивидуальности и у них возникает нечёткое ощущение реальности. Входя в роли, они могут начать верить в собственные фантазии и выдумки. Так рождаются иллюзии, которые могут быть настолько убедительны, что в них начинают верить сначала их окружение, а затем и они сами, порой не распознавая, где реальность, а где вымысел. Я не буду углубляться в описание клинического подхода, а лишь опишу два феномена (точнее переживания), которые рождаются в синдроме самозванца, формируя и подпитывая его в зависимости от ситуаций в жизни индивида.


Страх несоответствия ожиданиям


Сначала давайте поразмышляем над одним из сценариев, когда мать (или любой значимый взрослый) хочет, чтобы ее ребёнок вырос и реализовал её нереализованные мечты или скажем, чтобы он стал знаменитым, умным, состоятельным в какой-либо престижной профессии. Этот феномен можно описать как «нарциссическое расширение». Такая мать смотрит только вовнутрь себя и не разделяет эмоциональные потребности ребёнка. Она требует от него явно или с помощью токсических манипуляций (игнорирование, наказание молчанием, мимической мертвенностью, жёсткостью и т.д.) следовать её наставлениям и соответствовать её желаниям и целям. Такой родитель устанавливает высокие требования и стандарты развития и соответствия внутреннему идеалу. Ребёнок боится наказания или лишиться любви и заботы со стороны матери и встраивается в «нарциссическое расширение» родителя теряя свою индивидуальность и связь со своими талантами и творческим началом. У него формируется желание быть лучше и в этом есть свои плюсы и минусы. С позитивной точки зрения оно стимулирует желание достигать больших результатов («доброкачественный перфекционизм») – когда он стремится к успеху, но не концентрируется на поражениях. Но чаще всего, страх несоответствия формирует абсолютный перфекционизм и с возрастом такие люди ставят чрезмерные и часто нереальные цели, а когда не достигают их, мучают себя и других упрёками и вопросами, обесцениваниют близкого человека, друзей, коллег по работе и себя. Мышление такого «злокачественного перфекциониста» будет наполнено страданием (мазохизмом). Чувства, которые преследуют такого индивида: токсический стыд, вина, страх несостоятельности, «дефектности», нереализованности. Все эти состояния и переживания приводят к феномену самозванца. «Всё или ничего» - вот главная позиция таких людей. Они боятся, что если они не будут идеальными, то все от них отвернутся. Всё как в детстве, «если я не буду таким, каким хочет видеть меня мама, то я её разочарую и меня не будут любить…» (цитата клиента из терапевтического диалога). У таких людей, даже маленькая неудача воспринимается как трагедия и переживается как психодрама наполненная тревогой и чувствами отчаяния, разочарованием, различными страхами, токсическими стыдом и виной.

Очень часто у людей с «синдромом самозванца» присутствует страх совершить ошибку, который приводит к другому полюсу континуума – нежеланию учиться, развиваться и экспериментировать, в отличие от описанного выше – постоянно совершенствоваться, страдать трудоголизмом и ставить перед собой нереалистичные цели. Такой индивид ощущает, что ошибки свойственны только ему, а это непозволительно, и поэтому лучше закрыться и изолироваться социально, меньше общаться с близкими, коллегами и друзьями, чтобы не чувствовать свою дефектность и парализующий страх ошибиться. И этот страх влияет на другой феномен «синдрома самозванца» - страх успеха.


Страх успеха


Ещё Фрейд заметил, что некоторые люди начинают страдать, когда их планы и желания становятся реальностью. Казалось бы, индивид достиг успеха, получил то, к чему так долго стремился, но нет удовольствия, удовлетворений и счастье не наступает. Я не буду углубляться в психоаналитические и семейные теории про соперничество с родителями и сиблингами, а лишь опишу феномен в рамках «синдрома самозванца».

Сама суть проблемы в том, что успех выделяет человека из толпы. «Побочный» эффект от успеха – это слава и богатство (но эти понятия остаются в бессознательном), которые могут нанести какой-либо вред. Например, такие люди могут предполагать, что семья, друзья или коллеги будут относится к ним лучше, если они останутся незаметными и будут как все. Это результат работы глубинных интроектов и невербальных сообщений, которые хорошо осознавать в терапии. Одно из исследований показывает, что этот феномен формируется в раннем детстве, когда ребёнок делится со значимыми взрослыми своими творческими исследованиями мира, но при попытке разделить свою радость (успеха) от изучения мира и себя в нём получает недовольную реакцию одного или обоих родителей, которые не одобряют и позитивно не подкрепляют своей радостью его творческое начало – познание мира с интересом и любопытством. И чтобы не вызывать гнев и негодование родителя(ей), приходиться блокировать свою активность в исследовании новизны и самопредъявлении. С возрастом таких недовольств со стороны близких может быть достаточно много и в психике это явление (отверженности в случае успеха) закрепляется и перерастает в предчувствие страха быть непринятым другими как на символическом уровне, так и на познавательном. В «здесь и сейчас» этот феномен проецируется на всех людей и порождает ещё много разных страхов (сюда же относится и страх публичных выступлений).

Вот так и формируется ощущение, что неминуемое возмездие последует за успехом реализованности и придется чем-либо расплатиться. Вина и стыд, сформированные в феномене «самозванца», приводят к терзаниям и саморазрушению, саботажу и блокировке творческой активности, прокрастинации и перфекционизму, неэффективному использованию времени (порождение нового феномена – «синдром отложенной жизни»). Такие люди стараются быть незамеченными (стыд) и часто саботируют (вина) свой рост в организациях, оставаясь на нейтральных позициях, при этом желая достичь в карьере определённых высот, но так никогда и не получают удовольствия и состояния радости бытия от своего роста. Это самые несчастные люди, у которых внутри зияющая пустота и глубокая тоска по любви и признанию, они остаются в постоянном поиске своего места в жизни, не понимая в чём лежит их сфера талантов и от чего они могут быть счастливы.

Чтобы справиться с «синдромом самозванца» одной индивидуальной работы с психологом порой недостаточно, важно еще посещать групповые терапевтические или тематические группы, т.к. этот феномен хорошо раскрывается в социальных коммуникациях.

В конце хочу немного поддержать читателя, который узнал себя при прочтении статьи, и добавить ряд тезисов из исследований многих авторов:

  • Неудача – лучший учитель, чем успех. На пути к успеху неудачи неизбежны. Ошибки – это уроки мудрости (главное их не повторять). Нет ошибок – нет опыта. Нет опыта – нет осознавания и понимания.
  • Успех, измеряемый финансовым ростом и высокими должностями, не дает ощущения счастья. Настоящий успех – это отношения с людьми, наполненные глубокими чувствами признания, благодарности, радости и любви!
  • Успех – это путешествие, внутреннее и внешнее, а не конечный путь. Главное не то чего вы достигли, а как вы этого достигли!
  • Успех – это любовь к себе. Когда вы себя любите, вы живёте своей жизнью без оглядки на ожидания других!
  • Успех – это любовь к ремеслу, к тому, что вы делаете!
  • Успех – это не ключ к счастью и блаженству. Наоборот, счастье – это ключ к успеху!